Алексей Чадаев (kerogazz_batyr) wrote,
Алексей Чадаев
kerogazz_batyr

Category:

Моравские тетради-1

Сижу у сестры в Опаве, пью купленное в местном супермаркете бюджетное пиво по цене 2 кроны 70 талеров (это ТРИ!!! с чем-то русских рубля). Так вообще-то тут бутылки по 7-8, что для Москвы тоже запредельно дёшево, но эта цена меня убила. Взял из голого спортивного интереса. Ничего пиво, типа разливного жигулёвского из палатки напротив родного ВУЗа - вкус, знакомый с детства.

Пью, значится, и вспоминаю, как сидели мы со злохитрым Никитой Борисовичем Ивановым на лавочке под тентом в селигерском лагере, пили разлитый в пластиковые стаканчики компот из сухофруктов и обсуждали новейшие веяния в сезонном агитпропе. Из этого разговора я понял одну важную вещь. Да, вражеские снаряды ложатся далеко в стороне - но это не есть хорошо, поскольку на канонаду, ведущуюся неизвестно откуда неизвестно по кому, в принципе невозможно адекватно ответить. То есть нас обвиняют в том, что к нам близко не относится - оно относится к другим, тем, за кого нас принимают и кем мы точно не являемся. Но этот пустозвонный грохот и есть то, что мешает вести разговор по существу.

Какое к чёрту "бриони"! Какое к чёрту "котэ гранд кру" х.з. года выпуска! Какое, в конце концов, к чёрту, "бабло"! Личное обогащение любой ценой, сверхпотребление и всяческое выёжживание друг перед другом посредством демонстрации золотых унитазов, гнойный гламур с колхозным уклоном - всё это этика и ценности совков, людей с сознанием образца 70-х и 80-х, пределом мечтаний для которых были импортные джинсы и поездка в Польшу по обмену. Мир их праху, в том числе и в пока ещё биологически живой его части.

Мы - поколенчески другие, именно на уровне жизненного уклада и связанных с ним ценностей. Да, мы любим комфорт - но это простой бытовой комфорт удобного и надёжного автомобиля, супермаркета, быстрого компьютера и сотового телефона с недорогим тарифом: комфорта, нужного ровно в той степени, чтобы им особо не заморачиваться и вообще не размениваться на частности, спокойно заниматься другим, тем, что тебе действительно важно. Да, мы ценим деньги: если они (сверх ежемесячного бюджета на прожитие) у нас появятся, мы их вложим во что-нибудь полезное, а если вложить с выгодой для себя уж совсем некуда - найдём способ для дееспособной благотворительности; однако самое последнее дело - тратить их впустую, т.е. на собственные понты. Но главное - нам не нужен личный успех за чей-то счёт; это просто не соответствует нашей этике, в том числе и бытовой. Мы измеряем свой успех общими целями (кто командными, а кто и общегосударственными), себя же определяем через меру соответствия им.

У этого подхода к жизни тоже есть проблемы - но они другие. Во-первых, русское поэтическое сознание, "внутренний толстоевский" с ребёночьей слезинкой наперевес, плюёт и сморкает на таковой эрзац протестантской этики, нередко погружая ея носителей в рефлексию и блажь. Всё это мелко, примитивно, приземлённо - то ли дело удалой безграничный разгул с цыганами, свойственный рыцарям былых времён. Хотя на самом деле этот способ спокойного отношения к деньгам (а вовсе не пламенная аскеза с веригами и поеданием акрид) только и есть сегодня единственная возможность обсуждать что-то ещё, кроме вопросов "кому" и "сколько". Я регулярно общаюсь с миллиардерами и мультимиллионерами, и не парюсь по поводу стоимости часов на моей руке. Поскольку в системе, из которой исключен аспект гонки ритуально-демонстративного потребления, сама идея "частных активов" - не более чем условность, необходимая для удобства управления большой собственностью (тот же принцип, что и в конституционной монархии). А деньги за рамками текущего потребления есть просто материальное измерение той же власти.

Во-вторых, в социуме с атомистическими ценностями любое командное действие с делегированием функций и разделением ответственности есть собака страшная, бо люди, как нас учит гуманизьма, не винтики и шестерёнки, а сплошь неповторимые личности и индивидуальности. Ах, хорошо быть индивидуальностью! Мне тоже нравится. Но в условиях уже де-факто существующей цивилизации социально манифестируемая индивидуальность - это просто паразит на коллективном усилии других. Кто-то построил тебе жизненное пространство, кто-то населил его смыслами, кто-то обслуживает его текущее функционирование, кто-то защищает его от внешних угроз: всё это - коллективные по определению действия. А значит, подпадают под аузановскую "проблему безбилетника".

"Жизнь между наследством и авансом" - это не абстрактное обвинение абстрактным "буржуям". Это вызов позднесоветской ментальности и её носителям - профессиональным рантье от Абрамовича до Ольшанского включительно. Всем, кто сегодня проедает полученное от отцов, а думает в основном о том, как бы ещё взять в долг у детей - типа, если получится, тогда уж точно можно "не напрягаться".

В этом смысле на Селигере был правильный контингент, между прочим. Никакие не "гопники" и не "бирюлёво", а скорее уж амбициозные студенты из небогатых (а то и просто бедных) провинциальных семей. Те, у кого нет ни "папы с деньгами", ни свечного заводика, ни какого-то ещё способа "жить и ничего не делать", а есть здоровая энергия, азарт и решимость попытать счастья. Короче говоря, те самые "третьи сыновья", как они есть.
Tags: тетради
Subscribe

  • Дисклеймер

    Журнал kerogazz_batyr закрыт. Его присутствие в сети - отныне только в форме архива, доступ к которому временно открыт по просьбе…

  • (no subject)

    Как-то всё не было настроения (а на селигере - и особой возможности) что-либо писать, поэтому сейчас будет небольшая серия записей "задним числом" -…

  • (no subject)

    " Не надо апеллировать к улице, нужно руководствоваться законодательством" Это Ющенко, ага. Кто ж тебя теперь будет слушать-то, дядя?

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 84 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Дисклеймер

    Журнал kerogazz_batyr закрыт. Его присутствие в сети - отныне только в форме архива, доступ к которому временно открыт по просьбе…

  • (no subject)

    Как-то всё не было настроения (а на селигере - и особой возможности) что-либо писать, поэтому сейчас будет небольшая серия записей "задним числом" -…

  • (no subject)

    " Не надо апеллировать к улице, нужно руководствоваться законодательством" Это Ющенко, ага. Кто ж тебя теперь будет слушать-то, дядя?