Алексей Чадаев (kerogazz_batyr) wrote,
Алексей Чадаев
kerogazz_batyr

Categories:
Пока был в деревне, решил-таки возобновить «Сказки по выходным». Просто потому, что вышел там один такой спор. А предметом спора стала курочка Ряба.



Итак. Сказка, казалось бы, предельно простая: в ней действуют всего лишь четыре персонажа (дед, баба, курочка и мышка) и один предмет – золотое яйцо. Фабула укладывается в три предложения. Ряба делает золотое яйцо, дед безуспешно пытается его разбить, потом также безуспешно это делает баба. После этого то, что не удалось бабе и деду, легко, «мановением хвостика» удаётся мышке. Деда и бабу этот факт повергает в глубокую депрессию, которую лечит курочка, сообщив им человеческим языком, что больше золотых яиц она нести не будет, а будет нести простые, как раньше. Всё!

Но уже в этой фабуле скрыта масса вопросов, остающихся без ответа. Дед же пытался разбить яйцо? Пытался. И баба пыталась? Почему же они так расстроились, когда его разбила мышка? И зачем его вообще надо было обязательно разбивать? Кроме того: если у яйца золотая скорлупа, какая хрен разница, целое оно или разбитое, что, собственно, изменилось в его ценности? Что плакать? Опять же: почему мышке так легко удалось то, чего не смогли сделать ни дед, ни баба? Кроме того: говорящая курица – это ведь большее чудо, нежели золотые яйца, не так ли? Почему для нас главным чудом сказки так и осталось это клятое яйцо? Что, в конце концов, важнее – яйцо или курица?

Сказка нас, казалось бы, неопровержимо убеждает нас в том, что курица важнее: она-то точно умеет делать новые яйца, а вот получится ли из яйца новая курица – это ещё далеко не факт. И, тем не менее, мы понимаем, что случилось что-то непоправимое, навсегда упущен благодаря мышке какой-то огромный и неповторимый исторический шанс…

А если копнуть глубже, то всплывают гораздо более интересные вещи.

Во-первых, мы точно знаем, что яйцо необычного цвета – это очень древний и сильный миф. В наиболее массовом виде он до нас дошёл в виде истории про Марию Магдалину, которая пришла к римскому императору со словами «Христос воскресе!», и тот ответил, что поверит в это только в случае, если яйцо покраснеет – и оно покраснело! Мы красим яйца на Пасху, обозначая, что в этих необычных, нестандартных яйцах скрывается какая-то необычная, нестандартная жизнь. Да и надо ли объяснять связь между красным и золотым!?

И это я не говорил ещё про то, что такое яйцо вообще, как символ обновления и новой жизни. Достаточно того, что это чистый код, информационный продукт, содержащий все сведения о будущем существе. Вопрос о том, что было _раньше_, курица или яйцо – это на самом деле парафраз основного вопроса философии, который разделяет её на материалистическую и идеалистическую: бытие ли определяет сознание, или же сознание предначертывает бытие? Яйцо – это метафора «чистого» сознания, жизни, которой ещё нет, но которая уже означена в генетическом шифре зародыша, и именно такая, какой она будет, когда вылупится: из яйца утки никогда не появится цыплёнок, и наоборот.

А ещё ведь с зарождением жизни в яйце связан ещё и петух, тоже страшный и грозный символ культуры… Петух, оплодотворяющий яйца (известно, что курица может их нести и без петуха, но цыплёнок из таких яиц никогда не вылупится), – «птица из яйца, но сама яиц не несёт», убивающий криком нечисть, отмеряющий время, кричавший в ту самую ночь, когда Пётр предавал Христа… А ещё Кур-Чур (т.е. тот же петух) – слово, которое первоначально выполняло ту же функцию, и обозначало (а в некоторых славянских языках и сейчас обозначает) тот же самый объект, что и слово х.й (вот даже и не пишу его изо священного трепета). Чур меня, чураться, чересчур, чурка, а равно курва, курец и т.д. – всё это тоже восходит к Куру, т.е. к петуху: «клюв петуха с бородками».

Не менее интересны дед и баба. Обычно их воспринимают как своего рода русских Филемона и Бавкиду – и зря; образ этой пары гораздо мощнее. Фактически, в любой сказке это метафорически изображённые Адам и Ева, Уран и Гея, Отец Небо и Мать Земля – иными словами, первичные прародители мира и человека. Дед и баба лепят снегурку, дед и баба сажают репку, дед и баба отпускают в лес к медведю внучку Машеньку, дед и баба создают, а потом упускают Колобка… Даже в сказке про разбитое корыто Рыбка – это такая Лилит, дьявольски всемогущее, но субстанционально чуждое и потому обречённое женское начало; Старуха побеждает её, будучи в сто раз слабее и ограниченнее в средствах, лишь потому, что она со Стариком из одного и того же теста…

Наконец, мышь. Она – зло, тем вдвойне страшное, что мелкое. Она – вор, крадущий Зерно. Она – ночной зверь, который действует исподтишка, разрушая целое и создавая в нём дыры. Ей противопоставлена кошка – одно из главных «добрых», если не «священных» животных нашей культуры. Она – главный положительный герой западной мультиндустрии (Микки Маус, Джерри-мучитель-Тома, «Ловушка для кошек») – это одно практически всё объясняет. Она – шестёрка, сокрушающая тузов: её боится слон. Её рождает гора, как итог огромных потраченных впустую усилий. Она суетлива во зло: её главная деятельность – «мышиная возня»: бессмысленное мельтешение, затрудняющее поиск сути. С ней и с её царством борются и Щелкунчик, и Дюймовочка, и много кто ещё. Даже позитивный или, точнее, «эмоционально нейтральный» образ мыши глубоко неприятен: «мышка-норушка» - это такая Коробочка, недалёкая и склочная скопидомка. Именно такая мышь становится, на пару с воробьём, причиной войны зверей и птиц. Иными словами, мышь – это та, кто делает мелкие пакости, вполне могущие обернуться большим злом.

Но при всём при этом без мышки иногда никак – напомню, именно она становится замыкающей в цепочке вытаскивающих Репку. Иными словами, её приходится терпеть и иногда с ней договариваться. Хотя она во всех случаях была и остаётся врагом.

Только разобрав все эти позиции, мы можем теперь приступать к сюжету сказки. Итак, ясно, что для деда и бабы яйцо с золотой скорлупой оказалось скорее проблемой, чем преимуществом. Они пытались обойтись с ним так же, как обходились до этого с простыми яйцами Рябы – и вышел конфуз. Отсюда понятно, что дед с бабой в принципе не рассматривали идею обогатиться или каким-то иным образом «приподняться» за счёт золотого яйца. Они воспринимали его строго как яйцо, т.е. как свою «ежедневную пищу». Разбить его они пытались над сковородкой, чтобы просто пожарить яичницу. А мышка своим хвостиком уронила его, натурально, на пол, куда оно и вытекло. В результате старики остались без глазуньи. Только и всего.

Но стоит ли это слёз? Только при одном условии: если вместе с содержимым необычного яйца старики потеряли нечто большее, чем просто возможность съесть свою ежедневную яичницу.

Это и есть тайна, скрытая от нас сюжетом сказки. При съедении содержимого Золотого Яйца должно было произойти нечто, отчего жизнь стариков могла приобрести совершенно новое качество. Скорее всего, они обрели бы бессмертие (я не случайно вспомнил про пасхальное яйцо – символ воскресения из мёртвых). И именно эту возможность, единственную и уникальную, украла мышка. В точности повторив то, что сделал Червь в эпосе о Гильгамеше, похитив траву (или эликсир) бессмертия: понятно ведь, что еда, которая на полу, принадлежит мышам…

Дополнительным ключом к этой истории может быть другая, ещё более известная. Та, где в роли Мышки выступает Змий, в роли курочки – Древо Познания, в роли яйца – яблоко, в роли деда и бабы – Адам и Ева, а в закадровой роли Чура – сам Творец Вселенной. Попытка разбить и съесть золотое яйцо – это попытка нарушить некий запрет, покуситься на явленный, зримый, но запрещённый и недосягаемый образ бессмертия. Попытка, не приводящая ни к какому результату. Змий обещал, что «съедите яблоко – станете как боги», но плод не подействовал! Точно так же и старик со старухой, заполучив золотое яйцо, не смогли его использовать во благо. Ну вот не билось оно в сковородку, а на пол разбилось легко и даже изящно. Ничем иным, кроме как внешней и недвусмысленно выраженной волей творца того пространства, в котором действуют дед, баба, курочка и мышь, такое нарушение законов физики объяснить нельзя. В мире, где инициатива принадлежит говорящей курочке, таким творцом мог быть только сам Чур, и более никто.

….

Что же получили дед и баба, утеряв уникальную возможность обрести жизнь вечную? Всего-навсего ежедневную яичницу, которая у них будет до тех пор, пока они не умрут от старости. Да золотую скорлупу, которую можно выгодно загнать на базаре скупщикам лома цветных металлов – и купить, наконец, новое корыто. Более грустную сказку, наверное, трудно себе представить. Поскольку главного ответа – на вопрос «за что?» - она так и не даёт. А счастье было так возможно…

Наверное, всё же нельзя было пытаться разбить золотое яйцо. Надо было хранить его в сундуке, далеко-далеко, так, как в другом яйце хранилась смерть Кощея. Тогда никакая мышка уж точно не смогла бы к нему подобраться. Оно бы лежало там запретным плодом, близким и в то же время невозможно далёким, и этот добровольный отказ от его чудесного содержимого стал бы величайшим и красивейшим поступком. А так всё решилось в мелкой, суматоштной кухонной дрязге. По-мышиному.

Предыдущие сказки:
О рыбаке и рыбке - http://www.livejournal.com/users/kerogazz_batyr/101268.html?nc=8
О царе Салтане - http://www.livejournal.com/users/kerogazz_batyr/108434.html?nc=6
О золотом петушке - http://www.livejournal.com/users/kerogazz_batyr/111292.html?nc=7
О коньке-горбунке - http://www.livejournal.com/users/kerogazz_batyr/114494.html
О попе и его работнике Балде - http://www.livejournal.com/users/kerogazz_batyr/118606.html?nc=3
О мёртвой царевне - http://www.livejournal.com/users/kerogazz_batyr/121979.html
О Золушке - http://www.livejournal.com/users/kerogazz_batyr/164769.html?nc=13
Об аленьком цветочке - http://www.livejournal.com/users/kerogazz_batyr/182786.html?nc=14
О Снегурочке - http://www.livejournal.com/users/kerogazz_batyr/186199.html?nc=13
О Снежной Королеве - http://www.livejournal.com/users/kerogazz_batyr/195030.html?nc=8
О бременских музыкантах - http://www.livejournal.com/users/kerogazz_batyr/198366.html?nc=10
О коте в сапогах - http://www.livejournal.com/users/kerogazz_batyr/202366.html?nc=6
Об Емеле: http://www.livejournal.com/users/kerogazz_batyr/204764.html?nc=7
О Красной Шапочке: http://www.livejournal.com/users/kerogazz_batyr/209935.html#cutid1
О Буратино: http://www.livejournal.com/users/kerogazz_batyr/215797.html?nc=8
О Гусях-Лебедях: http://www.livejournal.com/users/kerogazz_batyr/220472.html?nc=3
О Мальчише-Кибальчише: http://www.livejournal.com/users/kerogazz_batyr/226220.html?nc=14
Subscribe

  • (no subject)

    Тут вот Архипов вспомнил, как и почему я уходил от Немцова. Да, вот так и уходил. И потом искал работу на job.ru.

  • (no subject)

    Ну вот и накрыла меня Нравственная позиция(тм), во всей её красоте. Ужоснах: продрать глаза в гостиничном нумере в Хабаровске и первое что увидеть -…

  • (no subject)

    еду в Смоленск в поезде. попутчик Серёга - майор автомобильных аойск. пью с ним водку, запиваю девяткой. как буду читать лекцию, не знаю.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • (no subject)

    Тут вот Архипов вспомнил, как и почему я уходил от Немцова. Да, вот так и уходил. И потом искал работу на job.ru.

  • (no subject)

    Ну вот и накрыла меня Нравственная позиция(тм), во всей её красоте. Ужоснах: продрать глаза в гостиничном нумере в Хабаровске и первое что увидеть -…

  • (no subject)

    еду в Смоленск в поезде. попутчик Серёга - майор автомобильных аойск. пью с ним водку, запиваю девяткой. как буду читать лекцию, не знаю.