Алексей Чадаев (kerogazz_batyr) wrote,
Алексей Чадаев
kerogazz_batyr

Холодная гражданская война

Давно уже мне не было так плохо и муторно. Три часа ночи, а я, честно говоря, не могу заснуть и не нахожу себе места - из-за пятничных событий и переживаний. Состояние такое, как будто принял в себя чужую боль и обиду; да не от одного человека, а от многих сразу.

История вот в чём. Сейчас я участвую в создании нескольких книг, состоящих из серии бесед; в том числе две: одна - с Виталием Найшулем, а другая - с философом Саламом Гусейновым. Одна - о политическом языке; другая - о политической морали.

Найшуль - огромная умница, светлый и искренний человек, умеющий интересно и свободно мыслить - это делает его непонятным и странным, но оттого ещё более возбуждает к нему любопытство. Однако, поскольку он всё же математик и экономист, в нём достаточно остро чувствуется определённый дефицит гуманитарной культуры мышления - он мыслит схемами, таблицами и матрицами, и каждый раз внутренне несколько напрягаешься, сталкиваясь с подобной стилистикой рефлексии, скажем, языка или истории.

Академик Гусейнов - совсем в другом роде. Это носитель абсолютных, эталонных культурных норм ("европейских", пожалуй), проявляющихся во всём - от манеры поведения до стиля и образа мыслей; но при этом тоже умеющий думать и внутренне свободный - редкое исключение из философской братии. Кроме того, он всё же изначальный, а не "перевербованный" гуманитарий - что уже само по себе даёт ему фору в гуманитарных темах (или, во всяком случае, страховку к изобретению велосипедов).

Но он, в отлчие от Найшуля, практически не представляет себе того, чем живёт и дышит сегодня власть и околовластная тусовка; он вне этой "повестки дня" и не обладает ни умением, ни желанием ею интересоваться. Надо сказать, и в моём списке авторов он возник случайно, отчасти скорее по ошибке (моей) - но я об этом не пожалел: человек, способный за десять минут просто и доступно "расшить" на уровне логики, скажем, тему соотношения общих и частных интересов и мотивов в политике, дорогого стоит.

Так вот, сегодня мы с Гусейновым много говорили на одну из важнейших для меня тем - тему взаимного признания т.н. "элит". Дело в том, что я в какой-то момент осознал для себя как главную примету времени факт всеобщего взаимного непризнания иерархий. Грубо говоря, административная элита не признаёт денежную - "мы на госслужбе, а они частные лица"; денежная - административную: "у него зарплата три рубля, а у меня свой самолёт и вилла на Канарах"; но и та, и другая едины в непризнании, скажем, элиты научной: "расплодили дармоедов при совке"; эта последняя, впрочем, отвечает первым двум тем же: "дорвавшиеся воры и бандиты". Что же до военной элиты, то для неё представители всех остальных - это просто рядовые запаса, с которыми чинам выше капитана даже и разговаривать зазорно. Но при этом все они, не признавая друг друга, хотят почему-то друг от друга денег или ещё какой-нибудь "пользы", и визгливо ругаются по поводу того, кто же из них больше Родину любит. Ключевой вопрос "да кто ты такой?" даже не задаётся при этом, ибо "и так понятно", что никто. И поломать эту практику никак невозможно, ибо единой, общей для всех ценностной системы в нашей стране не существует.

Но беда этим не кончается: свято место ведь чем-то надо заполнять... его и заполняют, всегда по одной и той же схеме. Отказывая пирожнику в способности печь пироги, люди тут же начинают искать, наводить справки по родным и близким - и обнаруживают знакомого сапожника, чья покойная тётка будто бы когда-то пекла в домашней печи расчудесные коржики - его-то и назначают главным инспектором булочных. И редко когда это оказывается умница вроде Найшуля - гораздо чаще на таком месте появляется "починок" какой-нибудь. Наиболее рельефно это в отношении к Церкви: не признавая "попов" и "поповщины", считая религию "частным делом" и утверждая, что "Бог в душе", люди ставят на "освободившееся" в душе место религии самую несусветную дичь - и так везде.

Именно поэтому в правительственной комиссии по останкам Николая II оказывается Радзинский - "а кто у нас историк? - а вот этот, по телевизору воет..." Именно поэтому высшие посты занимают чьи-то коллеги по работе, соседи по дачам и гаражным кооперативам - в этом смысле метод формирования путинской команды ничем не отличается от метода формирования гайдаровского правительства в 92-м (в мемуарах Гайдара: "Авен был из нашего семинара на Змеиной Горке, но оказался толком неспособен руководить даже собственным столом"; а многие хотели бы сегодня поруководить столом Авена!). Именно поэтому, в конечном счёте, любая новая власть оказывается не властью, а попросту очередной бандой, севшей на рычаги. И вкушающей блага в ожидании, когда её спихнёт следующая банда - ибо по сознанию все они ощущают себя самозванцами и временщиками, попросту не умея думать о себе по-хозяйски.

Вообще без понятия хозяина мы попросту не в состоянии решить тему собственности, мотаясь по заколдованному кругу - это я тоже понял из Гусейнова. Смысл претензий "путинского большинства" к "олигархам" ведь на самом деле совершенно не в том, что они стали хозяевами некоторой собственности, ранее бывшей "общей": это-то, то есть появление людей, лично ответственных за состояние того или иного ранее бесхозного куска соцсобственности (а точнее - позиций для таких людей) воспринимается подсознательно как благо практически всеми. Претензия к "олигарху" состоит в том и только в том, что он "плохой" и "ненастоящий" хозяин: он получил статус "хозяина" не по праву, а по произволу; он тратит добро на сверхпотребление, а не на пользу производства и работников, и вывозит его из государства, вместо того, чтобы приумножать его; он обманывает общество, создав для себя особые, неравные по отношению к прочим условия в отношениях с властью, с налогами и т.д. Настоящее же хозяйство - это такое хозяйство, чей частный статус служит общему благу, хотя сам хозяин - как и положено хорошему хозяину - при этом преследует исключительно свои частные интересы: дело ведь не в "эгоизме" как таковом, а в тех формах, в которых он себя обнаруживает.

Да, а "хозяйственник" - это, конечно, обезьяна хозяина, точно так же как "государственник" - обезьяна государя; но это так, в сторону.

...

Так вот. Найшуль, окопавшийся в бастионах экономики, совершает оттуда набеги в гуманитарные сферы - язык, государство, право, общественные коммуникации... Гусейнов делает то же самое из своих бастионов этики. Но результат они получают в итоге совершенно смыкающийся, т.е. институциональный, обнаруживая тотальную зависимость вчерашнего хозяйственного "базиса" от гораздо более "базисных" установок нашей жизни - языка, культуры, веры, морали, суверенитета, наконец...

Но самое обидное случилось в ту же самую пятницу. Когда в один и тот же день с разницей в полтора или два часа пришлось объяснять знакомым-философам, кто такой Найшуль, а потом в ФЭПе рассказывать Павловскому и другим, кто такой Гусейнов. И, судя по всему, оба раза совершенно неудачно: реакция и в том и в другом случае была буквально классовой, красно-белой (см. абзац про взаимное непризнание). Чуть не плакал вечером, честное слово - причём не от собственной неудачи, а от понимания того, "как всё плохо". Давно со мной такого не было, да.
Subscribe

  • Дисклеймер

    Журнал kerogazz_batyr закрыт. Его присутствие в сети - отныне только в форме архива, доступ к которому временно открыт по просьбе…

  • Моравские тетради-1

    Сижу у сестры в Опаве, пью купленное в местном супермаркете бюджетное пиво по цене 2 кроны 70 талеров (это ТРИ!!! с чем-то русских рубля). Так…

  • (no subject)

    Как-то всё не было настроения (а на селигере - и особой возможности) что-либо писать, поэтому сейчас будет небольшая серия записей "задним числом" -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • Дисклеймер

    Журнал kerogazz_batyr закрыт. Его присутствие в сети - отныне только в форме архива, доступ к которому временно открыт по просьбе…

  • Моравские тетради-1

    Сижу у сестры в Опаве, пью купленное в местном супермаркете бюджетное пиво по цене 2 кроны 70 талеров (это ТРИ!!! с чем-то русских рубля). Так…

  • (no subject)

    Как-то всё не было настроения (а на селигере - и особой возможности) что-либо писать, поэтому сейчас будет небольшая серия записей "задним числом" -…